Казалось бы, назвав книгу «Эвакуация» и упомянув поэта первой волны эмиграции Бориса Поплавского, автор смещает фокус на эту фигуру, но отплытие воспевали Гумилёв и Георгий Иванов, а царём Итаки был Одиссей — именно отплытие из Трои служит началом его долгих скитаний. Наконец, это и трагическое отплытие философского парохода. Любопытно, что у Полякова на морском вокзале «музыка последняя играет», а сам повествователь остаётся на берегу, остаётся именно с музыкой.
Акцент из родного для Полякова Крыма переносится на Петербург и его окрестности, а книга продолжается обращениям к поэтам: Ходасевич, Вагинов, Адамович и другие менее очевидные фигуры. В книге упоминается поэт Владимир Комаровский, умерший спустя месяц после начала Первой мировой войны, в сентябре 1914-го. Далее следует обращение к советскому поэту и литературному функционеру Николаю Тихонову и имеет место прямая полемика с его стихотворением «Ленинград», написанном в 1941-м.