Надя Делаланд
Пироскаф
Бесконечные миры Ганны Шевченко
Ганна Шевченко. Хохлома, берёзы и абсурд
М.: Литературный клуб «Классики XXI века», 2023
В издательстве Литературного клуба «Классики XXI века» вышла книга Ганны Шевченко «Хохлома, берёзы и абсурд». В самом названии обозначены вещи и явления, связанные с внешней реальностью, и внутри текстов их огромное количество. Лирическая героиня проступает из перечислений, из картинок, всплывающих в памяти или увиденных на ходу:
Недолгий дождь, остатки лета,
вода, ползущая с отката,
сквозняк и проволока света
в холодном брюхе комбината.

Проулок, солнечный до дрожи,
бугор, покрытый ковылями,
и белый папин запорожец
по-над пшеничными полями.
Это стихотворение открывает книгу, задаёт точку, из которой прорастает внутрь, как бы создавая внешним внутреннее, слов-но бы определяя бытием сознание. Шевченко, подобно Малышу из повести братьев Стругацких, использует «листья, ветки и камни», чтобы размышлять, чтобы придавать форму содержаниям своего сознания. Авторский ум, одновременно доброжелательный и ироничный, познаёт себя через вещный мир, и своеобразным подсредством познания оказывается поэзия.
Был лес похож на творчество Шагала,
вдали визжала электропила,
я вдоль акаций медленно шагала
и воду минеральную пила.

Земля и небо сделались контрастны,
я не забуду этого вовек —
нечёсаный, суровый, сине-красный,
мне перекрыл дорогу человек.

Он вышел из кустов неторопливо
и встал, неотвратимей, чем скала,
уверенно сказал: отдайте пиво!
И я ему бутылку отдала.

И он ушёл сквозь дикие растенья
в шиповник, как в распахнутую дверь,
спиной сливаясь с собственною тенью,
туда, где обретается теперь.

Трагикомическая зарисовка, бытовая история, расскажи которую тебе подруга, ты бы сначала испугалась за неё, а потом бы вы вместе посмеялись. Ганна Шевченко так её и преподносит, она спокойна. Она естественно и ненатужно даёт место всему, что происходит. Внутри созданного ею мира она больше и сильнее окружающих за счёт материнского принятия — так мама-кошка жмурится и наблюдает за тем, как маленькие котята, играя, валяются на её животе. Шевченко соприродна и женственна. Это не христианская любовь, это именно всепокрывающий инстинкт материнства. Но не только. Ещё это потребность соединения всего со всем, слияния со Вселенной, с её ближайшими представителями. В первую очередь, конечно, с природой, с которой мы и так изначально, имманентно едины, но:
Эластичные космы
поразвесили ивы,
и спокойно, сквозь космос,
в руки падают сливы.

Мы закутались в грозы,
как в седые фланели,
и сердца на берёзах
от дождей потускнели.
Ганна Шевченко наблюдательна, её острое зрение заточено на то, чтобы выхватывать из реальности людей и явления сразу вместе с прилагающейся к ним философией. Например, если ты шахтёр, твой мир выстраивается по особым законам шахтёрской космогонии, сужаясь и расширяясь вокруг тебя, закрывая тебя от других миров:
Они идут, черны и дюжинны,
бросая касками зарницы, —
их дома ждут, готовя ужины,
бухгалтерши и продавщицы.

Простёрлось справа поле пыльное,
а слева — балка слюдяная,
и небо грубое, двужильное
светлеет, звёзды пеленая.
Вселенная предстаёт в поэзии Шевченко литературным произведением, фильмом:
Откроешь лес — увидишь сериал
и автора на ветке — паучиху.
Как тетерев Каренина сыграл!
Как Анна воплотилась в облепиху!..
Но как только Творец превращается в писателя и режиссёра, Ганна делает следующий шаг — конечно же, она Демиург, творящий миры, заведующий движением светил и каждой травинкой в своём космосе:
я придумала пространство
для удобства и души,
и теперь моё гражданство
населяет камыши,

и теперь в морозной пасти
жмёт на скорость снегоход.
Кто там звёзды копипастит
в наш районный небосвод?

Краснолицый небожитель
в белой шапочке из роз:
снега нет, но вы держитесь! —
восклицает Дед Мороз.
В аллюзиях на блоковскую поэму и слова политика, ставшие мемом, нет никакого вызова. Вселенная Ганны Шевченко прекрасно обходится без этих поднадоевших приправ.
В чём же основной месседж книги «Хохлома, берёзы и абсурд»? В том, что жизнь каждого отдельного человека вроде бы так ничтожна, но на самом деле совершенно бесценна, и в одном существе могут быть заключены невероятные и бесконечные миры.
Еще в номере