* * *
1
В толстом зимнем пальто —
На дворе-то морозец дай боже —
Он смущённо топтался теперь
В тесноватой прихожей.
До Беляево аж
Битый час — то-то сбил себе ноги,
Пьер Безухов ты наш —
Да по Старой Калужской дороге.
С тортом вышел прокол —
Продавщица состроила мину —
Обижаете, мол!
Мол, свежей не бывает, мужчина.
Торт был правда нет слов —
Оскорбилась не зря продавщица.
Вдоль панельных домов
Тени хлопьев носились, как птицы.
2
Ночь прошла хорошо.
Камасутра — великое дело.
Да и так бы сошло,
Только что-то нарушилось в целом.
Широко ли закрыты слова
Или узко открыты,
Как в кино, даже Вальс номер Два
Не приносит защиты.
Под окном два подростка — как пить
Дать, прогульщики — лепят чудовищ.
Потеплело, и, в общем, пора уходить.
Вот такой Шостакович.
* * *
Дождь хлопает по листьям. Дача. Свет,
Какой бывает утром на террасе,
Когда тебе шесть с половиной лет
И три просторных месяца в запасе
До смутной школьной суеты сует.
Из банки на столе торчит букет
Лесных цветов с пчелой посередине,
Почти кино — три цвета: белый, синий
И розовый, нет, всё-таки четыре,
Ещё, конечно, жёлтый тоже есть.
Жизнь светится, как свечка в фонаре,
Как смысл и звук, один внутри другого,
Из той статьи (чтоб не сказать норы)
О тайне века и природе слова.
И что бы ни случилось: мор, война,
Как адские бы ни ярились силы,
Какие б ни настали времена,
Но то, другое, тоже было, было.
В Кясму
Там всё разбито и разъято,
А здесь лисички и маслята.
Там катастрофа и кошмар,
А здесь задумчивый комар.
Вампиру не оставлен выбор,
Но мы-то не вампир, не киборг.
* * *
Мне кажется, это не просто,
А просто в далёкой стране
Остались знакомые звёзды —
Встают и заходят оне,
Где Тютчев мерцает очками
И Пушкин летает верхом,
Как вихрь, над Святыми Горами
Под мелким искристым снежком.
Где в ссылке — мой предок по папе —
На поле считает ворон
Простой агроном Веденяпин,
Герой, декабрист, Аполлон.
* * *
В лесу есть счастливый подлесок,
А есть неприветный и хмурый,
На фоне любого эксцесса
Де-факто важнее де-юре.
Казалось бы так, а на деле
Де-юре важнее де-факто.
Актёры уже на пределе,
Но пьеса идёт без антракта.
Де-юре есть мирная пашня,
Прекрасное чёрное знамя.
Де-факто тоскливо и страшно,
А пашня набита костями.
Забрызгано кровью де-юре,
Белеет костями де-факто.
Всё прочее — литература,
Поэзия пятого акта.
* * *
Есть чужие, а есть свои,
Но свои тоже часто чужие.
Как же это, родные мои?
Что же это, мои дорогие?
Я согласен, что мы не одни,
И вообще некрасиво делиться
На вот эти вот «мы» и «они»,
Но встречаются разные лица.
Дело тут не в щеках и губах
(Есть везенье, а есть невезенье),
Не в каких-то там «внешних чертах»,
Суть не в этом, а в том впечатленье,
Что дают выражение глаз,
Интонации, жесты, манеры.
Взять хотя бы… Но лучше сейчас
Обойтись без конкретных примеров.
Всё равно мы одно — приглядись! —
В равной мере духовной и плотской.
Марк Наумыч любил тебя, жизнь,
Что ж ты стала такой идиотской?
Лодочная станция
из цикла «Дом отдыха семидесятых»
Стук лодок о брёвна причала,
Рутинный бубнёж-инструктаж.
Народу в тот день было мало —
Наверное, выбрали пляж.
Нам выдали длинные вёсла.
Корсар-кругосветчик в душе,
Я, к слову, не хуже чем взрослый
И грёб, и табанил уже.
Взметнувшись панельным цунами
С мозаикой передовой,
Поблёскивал между стволами
Дом отдыха наш типовой.
С фасада советская Геба
Дивилась на нас моряков.
Мы выплыли в карее небо
И сделали восемь кругов.
Чувство особенного
Похоже, что теперь оно в вещах,
В обычных, так сказать, «предметах быта»:
Столе, стеклянной чашке, в том, как шкаф
Присутствует, как форточка открыта.
Ну или в полуматериальных: в том,
Как небо никнет, хмурится и пухнет,
Несётся поп на курице верхом,
Грохочет гром и свет горит на кухне.
Что б ни смущало душу: радость? Бунт?
Как ни было б тебе легко ли, тяжко…
Вдруг вот оно на несколько секунд,
И снова — просто небо, просто чашка.
* * *
Сегодня в лесу
как-то очень ясно
представил-увидел маму.
Ей было лет пятьдесят.
Она шла чуть впереди
в разноцветный кофте,
или, наверное, правильнее — блузке,
которую я хорошо помню.
Мы не разговаривали,
просто время от времени
поглядывали друг на друга.
Полузабытое чувство блаженства,
от которого перехватывает дыхание.
Если маме пятьдесят,
значит, мне — двадцать пять,
нет, не работает,
мне шестьдесят два,
как на самом деле.
Август. Тропинка в жёлто-серой
утрамбованной хвое,
корни, шишки.
Переливчато-синий жук-навозник,
рискуя жизнью,
ползёт прямо нам под ноги.
Мы его заметили.
Жук остался жив.
* * *
Я ничего не обещаю, —
Сказало время.
А для чего ж тогда, сверкая,
Дышала темень,
Та, разделённая на графы
Декабрьским мелом,
И та, которая из шкафа
В упор смотрела,
И та в скользящих звёздах, где я
Прощался с летом,
И та, которая, редея,
Казалась светом.
Осенью 1971 года
Сначала на метро, потом пешком
До улицы Неждановой. Однажды
Мой одноклассник Лёня Поздняков
И я отправились на службу в церковь — важно,
Что до того ни он, ни я вообще,
Как говорится, слыхом не слыхали
Потрескиванья стольких вот свечей
И пенья, как бы по диагонали
Плывущего сквозь сизый полумрак
С вкрапленьями янтарно-золотого…
Храм был как остров или как маяк
Для пионеров Лёни Позднякова
И Димы В. Обратно под дождём
Мы долго-долго ехали по верху
На незабвенном Шестьдесят втором
По Ленинскому мокрому проспекту.
* * *
Где-то в средней полосе
Полуостров поля,
Окаймлённый с трёх сторон
Полукругом леса.
Бледно-серые комки
На переднем плане.
Под наклоном вдалеке
Белый задник неба.
Справа в соснах-облаках
Каркают вороны.
Слева за стеной берёз
Громыхает трасса.
Описаньям грош цена.
От мышей до сосен
Всем и так понятно, что
Наступает осень.
Поездка в Дивеево зимой 1982 года
Начал было писать, но почувствовал — нет, нельзя.
Получается всё не про то,
слишком плоско и внешне.
Вспомнил притчу, как некто приходит к свято-
му с вопросом про жизнь по ту сторону жизни.
— А ты, — говорит ему старец, — пойди на кладбище и спроси
усопших, а потом приходи — побеседуем.
Тот так и сделал.
И вот он снова стоит перед домиком старца.
Пахнет святостью, снегом и гречневой кашей,
слегка подгоревшей.
Старец вышел к нему.
— Был на кладбище?
— Был.
— Мёртвых спрашивал?
— Спрашивал.
— И что они?
— Молчат.
— Вот и ты молчи.
И ушёл.
Правда, тут же позвал из окна
потрапезничать вместе.
Хорошо было в комнатке старца:
намолено, чисто, светло.
* * *
Мы жили в Советском Союзе.
Ни прямо, ни криво, никак
Ни бабушка, ни баба Нюра
При мне не клеймили ГУЛАГ.
Их опыт был опытом смерти
И не умещался в словах,
Как в зеркале снег и деревья,
А в памяти дикость и страх.
Они были сами как буквы,
Как свет, проницающий мрак,
Когда выходили на кухню,
Вздыхали, смотрели вот так.