Антология «Современный русский верлибр», составленная Лилией Газизовой и выпущенная издательством «Воймега» в 2021 году, — важное литературное событие последних лет. Конечно, в 2022—2023 годах эта книга читается иначе. Если назвать антологию верлибров «пространством свободного стиха», то это само по себе уже станет не только поэтической, но общественно-политической метафорой.
Верлибр — так уж сложилось в отечественной традиции — изначально воспринимался в русскоязычном массовом поэтическом сознании как некоторый уход. Если силлабо-тоника казалась чем-то привычным, закреплённым, присущим искони, то верлибр, или, по-другому, «свободный стих», виделся чем-то маргинальным, отходом от генеральной линии развития русской поэзии; и не так важно, что собственно верлибрические традиции в русскоязычном поэтическом поле по возрасту не уступают силлабо-тоническим и есть уже немало исследований, подтверждающих это, но всё же расхожее мнение любителей поэзии именно таково: верлибры — это нечто индивидуальное и вне течений, поиск нового пространства свободы.
Определение «свободный стих», кроме терминологического значения (в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих; тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии и изосиллабизма), приобрело и метафорическое, о котором мы уже сказали, а именно: индивидуальный поиск поэтом пространства внутренней свободы.
Сейчас, в 2023 году, эта метафора вдруг стала особенно пронзительной, звучащей. Антология «Современный русский верлибр» собрала под одной обложкой голоса поэтов, осознанно уходящих от «генерального» или просто создающих себе «иное» пространство поэзии, в котором ещё можно дышать. Антология ценна и тем, что здесь, кроме собственно верлибров, представлены ещё и литературоведческие суждения, в том числе высказывания крупных русскоязычных поэтов-теоретиков, пишущих свободным стихом. Каждому автору, чьи произведения были отобраны для антологии, было предложено два вопроса: «Что происходит сегодня с русским верлибром?» и «Какое место занимает верлибр в вашем творчестве и творчестве близких вам авторов?»
Таким образом, в антологии издательства «Воймега» мы можем не только увидеть рядом, на соседних страницах, разные поэтики, но и услышать взгляды самих публикуемых авторов на верлибр. Иногда они солидарны между собой или, наоборот, спорят, создавая общее пространство диалога. И эта возможность разглядеть каждого, рефлексия на тему свободы в поэзии и свободы в более широком понимании становится надсмысловым месседжем этой книги, особенно прочитываемым в нынешний исторический и политический момент.
Уже первый автор сборника, Нина Александрова, понимает верлибры как пространство ненасилия по сравнению с традиционной системой языка: «Меня и многих близких мне авторов интересуют темы преодоления языка как ходульной инерционной системы, которая сама по себе препятствует истинному говорению. Которая создаёт и обосновывает реальность, где есть место насилию и угнетению, которая состоит из них и составляет их». При этом верлибр для Александровой — не вербализованный политический акт или средство протеста, это просто инструмент в арсенале поэта. Верлибр — «инструмент осуществления художественного высказывания. Не самоцель, не вызов обществу, а просто ещё один способ говорить, ничем не хуже и не лучше остальных».
Тема ненасилия и поэтического противостояния насилию (уже не только языковому, а конкретному, в окружающей жизни) нашла отражение в содержании некоторых верлибров Александровой: