Даниил Артёменко
Пироскаф
Воль
поэма
Поэма — ряд монологов, она написана голосами, это оратория. Автор выступает как один из голосов. Зачастую он — альт — представлен произведениями, написанными во время поездки на Соловецкие острова. Соловки выступают рассказчиком, они говорят хором, а вместе с автором — хоралом. Тенором говорит молодой человек, ищущий документы о своём отце, заключённом Соловецкого лагеря. Он поёт басом. Сопрано — само волнение: жизни, онтологического поля; и — Соня, спасшая заключённого. Баритон — предательство. Эти голоса переливаются в разные состояния. И что названо — лишь их заметная часть.
I. Боги

хор

узы молчат как молчит
у порога ссыльный
холодные воды и
сильный ветер
вот кто прошёл странствия
долгие вот кто рои птиц
и лианы колышет
мы высушим водорослей
сладкие ткани
и привяжем себя
к мачте полыни
подпольный голос теперь в опале
листья опали а здесь
всё только ягель да водяники
хвойный дух


речитатив [тенор]

снаряди корабль
набери людей
полный рот
и смотри на меня солнце


хорал

катимся
и если не прятаться
оно нагонит
от отца до края Белого моря
всего один бак бензина
а солнце тащится глядишь упадёт
с обрыва
сорвёмся в остров
чтоб неповадно было
упрямые горы зачем вы не всплыли
с обрыва прямиком на небо
и так далее?


речитатив [тенор]

теперь я стою на костях
своих ли
череп чайки
вот как выглядит отчаяние


ария [альт]

бело-перистый ягель так
овоздушилась галькой и севером
может был когда-то и я
чем-то вроде застывшей пены
изжёванной оленями и сапогами
остров помнит взывает к лучшим
и выслаивает в гранит скелеты чаек
поделом и снова рушит
окончания слов
нежные руки монахов
утопленных без разбору


речитатив [тенор]

дунет ветер
и меня — нет
с обрыва — как луна
как эти валуны


хорал

инеем покрыты оленьи рога
спят на вечном ягеле
глазницы — там раньше лежали глаза —
смотрят на край земли
смотрят на белое
как затылок у черепа
море

перед ними пронеслись
уже сотни лет
о бедный олень
зачем ты заплыл сюда
какое ужасное наказание
вечность
подвижная лестница покосилась
и заключённые сидевшие на высоких нарах
теперь кубарем — вниз
бараки бараки бараки
вечные валуны монастыря
не слышат церковного духа
теперь от него одна только раковина
или тысячи раковинок морских
и каждая пустая
от этого места осталось
только сейчас


речитатив [сопрано]

вдали от дома
у самых вод
звучало шествие терций
битва слов и строчек —
так телемах и афина
слышали в самих себе
гекзаметр


II. Телемах


речитатив [тенор]

ищу — имя
забылось α
ἄγγελος
и конь
живое пятно
у лица икон


речитатив [сопрано]

заполнить вакуум
виселиц
стены ожили нашими телами
письмо тебе протопоп аввакум
три шестерёнки не значит ли это
что сон который мы чаяли
венчание с господом и воскрешенье мёртвых
теперь — здесь прямо у колокольни
не значит ли это
что жизнь наша важна
как эти красные кони
которые бегут по горизонту
не значит ли это что весна
пришлась господу
по душе и в лаве сна
есть место дыханию
есть место ясному воздуху
есть место прикосновению

мы очень устали
дайте нам
уснуть


речитатив [бас]

я отгоняю вас мёртвые тени


ария [альт]

А и Д
сидели у трубы
А — пропала
Д — пропала
что осталось у трубы?
ничего — одна только сажа
да потрёпанная роба


речитатив [тенор]

в детстве
вырезая деревянный кораблик
и смотря на блики солнечных пятен
мечтал что доплывёт до отца
папа!


речитатив [сопрано]

он проснулся на берегу
лицо его испухло волнами
и тогда он впервые увидел
женщину с фотокарточки


речитатив [бас]

но откуда
цветок лотоса
толос и абсолют
у побелевшего моря


III. Спасение


хорал

дщери сиона, прольём свои слёзы.
— что там?
смотрите, жених ваш идёт,
ну же, смотрите. — на что? — как беспомощен он!

бедный мой агнец, что ты страдаешь?

— что там?
внимайте терпенью его.

он всё перенёс и унижен, отвергнут.

смотрите. — на что? — на людские грехи.

их тяжесть лежит на наших плечах.

смотрите, несёт он свой крест
из милости и вечной любви.

помилуй нас, господи!


речитатив [баритон]

[з/к путём
______обмана и насильственных
действий______ в отношении
______сотрудника
____________проник во двор
и скрылся]


хор

ветер
теперь вепрем
из костей и ваты
в которой воздух
сжатый обитает
эта лодка
тянется светом по
тонкой воде

теперь он свободен


песнь паломника

не спит хранитель израиля
в горы я поднимаю глаза мои откуда ждать помощи?
помощи жду от господа сотворившего небо и землю
господь не даст ноге соскользнуть

не спит хранитель израиля
господь хранит тебя господь — тень над десницей твоей
чтобы не ужалило солнце днём и луна — ночью

да хранит тебя господь от всякого зла да хранит душу твою
господь с тобой — входишь или выходишь
отныне и во веки веков


ария [альт]

когда одиссей проснулся
итака спала уже через
многие дали

устали ветра и может быть
те меха которые сдерживали их
сгорели на солнце или
просто туда
случайно залили вино
и воздух сделал
его терпким и кислым

а может меха
забыли
или не было никаких мехов

и это сон
который снился одиссею
умирающему на обломках
из которых не собрать снова
великий плот

когда он проснулся
и не было ни берега ни даже
самого одиссея
волны кипели меж двух островов
илья! о смелый варяг
как ясно в твоей молитве
звучала русская брань
как сильно и уверенно
дрожали его руки

и те монахи сравнивали
его рыжие запястья
со своими — белыми
и смеялись
вот-де нет больше
никакого ильи

и я чувствовал
что я и отец
сейчас одинаково живы

а лодка моя непотопляема
уже потому
что принял
её тяжесть


речитатив [альт]

буря и песня
если говорить честно
я однажды только
был так свободен
потому что
всегда есть ощущение что умрёшь
а здесь ты как бы
уже умер


IV. Навсикая


речитатив [баритон]

[судя по рассказам
местных жителей
в частности софии [нрзб]
после крушения
з/к оказался на берегу медвежьего острова]


речитатив [сопрано]

так они встретились


ария [бас]

я чувствовал ось
около левой ноги
и эта ось
была важнее меня
всё тело
вертелось
и не было ничего
что напоминало
меня
голоса лошадей
сильные ý совы
стрёкот кузнечика
это был как бы сон
но шум был такой силы
что ум просыпался
а я оставался позади
я давно не видел свечей
а — казалось — горела
долгие долгие
и она теперь
была вроде солнца
только сотворённая
никем
и мне стало ясно
что и солнце
истекает воском
и если подставить ладонь
то капли
обожгут кожу
только солнце вовсе
не из воска
а из масла
оно скорее лампада
поставленная под
и для


речитатив [баритон]

[з/к пролежал
два_____ дня
испытывая белую горячку
софия утверждает что
она не знала что он заключённый]


хор

и жар я слышу
и чувствую как голос
выходит в лёгкие
от самых твоих альвеол
о страстный эол обдувающий нас
забудь эту ночь
стяни простыню
остынь — не стяну
полуночи солнце

отдай свою крестную тень
пускай как метель
рассыпется тело
останется ветер
останется голос
останется сердцебиенье


ария [бас]

когда голос
унижен
остаётся только
один рассказ
из девяти
певец слепой помолчи немного
я скажу всё
что было у секирной горы
у церкви где как голуби
посланные к обеду
на жерди сидят люди

я слушал песню
под выстрелы у той лестницы
которая только и нужна
чтобы проверять кости на прочность

я слушал песню
в ней не было цифр
как в наших именах
предметы называли себя по имени
в ней были буквы А и Д и я помню
что когда-то они
назывались мной


речитатив [сопрано]

душит
жажда
_____________
солёные воды
я оду тебе спою
стеклянный стакан
утонувший в реке
речи твои — гул за стеной
тебя разбить можно
в сибирский снег
и вдохнуть
чтобы сбритый голос
добрался до самых уральских гор
до тебя хрустальное море

как много железа
в горизонте событий
как много металла
в талой лаве мха
и как меха исчезнувших лис
я скрою шаги
______беги
____________беги
__________________беги


ария [бас]

подъемля лица на меня
смотрят вновь тени
и снова — если я
забуду — это самый страшный
из грехов — здесь не найдётся
круга для
может — он сказал — это вроде
уныния или одна
из трёх порочных любовей
и я — beati pauperes spiritu
а что те кто забыл?
они остаются навсегда
в небесном доме
для душевнобольных


ария [сопрано]

капает воск со свечи
молчи небо тебя нет
одно только солнце
глазами-пятнами
осуществляет тебя

лежишь камешком
и сквозь толщу
видишь его

теперь я прозрачная стекляшка
возьми меня брось меня
и я пущу круги и
на обратном пути
в кварцевый песок
сточусь

или положи в футляр
с остальными

я всё равно буду тебя любить
соня!


речитатив [баритон]

[дальнейшее местоположение
з/к не найдено
______оперуполномоченный с.
____________1933 г.
дело закрыто]
Еще в номере