Недавно вышедшая книга Сергея Круглова — ретроспектива ранних стихов. Книга заинтересует не только тех, кто полюбил «Снятие Змия со креста» прежде, чем прочёл подборки и собрания уже принявшего священный сан поэта. Издательство «Свободный писатель» представило несколько таких ретроспектив Круглова: так, книга «Неделя всех святых» собрала стихи о святых и к святым, в которых простодушие позволяет сделать решительный шаг в сторону этих личностей, мешая прошлое с настоящим, а книга «Натан. Царица Суббота» — это прерывистая лирическая повесть об иудейской мистике, из алфавита которой может быть сложена история и Запада, и Востока.
Все три книги, по сути, выясняют, как быть с тем, что в прошлом культур много, а наша культура одна — какие действия нам нужны, чтобы и святые, и мистики, и поэты сделались частью нас как воспитанников культуры. Можно сказать, это главы романа воспитания воспитанных.
Книга «Где соль и мягкая пена» — документ освоения фэнтези как чужого языка, который поступает в стих попеременно с Блейком, Йейтсом, Элиотом, Паундом. Читая книгу, можно увидеть, как усложнённый язык модернизма накладывается на более простую и мягкую артикуляцию, что и готовит для нас ту поэтику Круглова, которую мы обычно вспоминаем в первую очередь.
Но как только начинает казаться, что Круглов близок к Окуджаве и Матвеевой по мягкости и даже некоторой округлости звучания, он нас начинает вести совсем по другому пути, чем бардовская песня: