Екатерина Агеева
Пироскаф
Экзистенциальное замыкание
Дмитрий Данилов. Как умирают машинисты метро
М.: ИД «Городец», 2023
Существует мнение, что мозг в целях самосохранения блокирует мысли человека о собственной смерти. Защитные механизмы психики работают как безотказные переключатели: в голове становится по-привычному темно и тараканы повседневности выползают на первый план, заставляя позабыть о «смертоносном» электричестве.
В общем, всегда срабатывает
Этот переключатель
Потому что надо, надо, надо, надо
Глупо звучит, но — да, жить
Надо жить, и спасительный переключатель
Скрывает от человека истинное положение вещей
И человеку начинает опять казаться
Что вроде бы у него всё ничего
Всё не так уж и плохо
Особенно по сравнению с тем
Как могло бы быть
Книга Дмитрия Данилова «Как умирают машинисты метро» — поэтическая попытка надолго оставить наши переключатели в положении «ВКЛ», пустив по проводам ударную дозу тока или же создавая перепады напряжения, в том числе и эмоционального. Сборник — неспешное путешествие в страну смерти, устроенное по принципу древнеиндийской притчи про слепых и слона: каждое из стихотворений можно рассматривать как попытку «ощупать» финал человеческой жизни с одной из сторон. Но каким способом удаётся обхитрить нас и убрать с тумблера уже нависшую руку?

Поэтический мир Данилова базируется на умении встраивать естественность прямоговорения и языковую необязательность в почти что кафкианскую метареальность, построенную на философии абсурда. С помощью лексической избыточности автор будто снимает с себя ответственность за сказанное и в то же время уравнивается с теми, о ком пишет. Спокойный, доверительный и извиняющийся тон беседы примиряет со смертью, которая в стихотворениях нелепа, несправедлива и бессмысленна.
Всё заканчивается тем
Что сестра заходит в комнату Грегора Замзы
Просто так, она периодически
В неё заходит, просто так
Без всякой цели
И случайно наступает
На грегоразамзу
Который как раз нацелился
На очередную хлебную крошку
Или на очередной трупик мухи
Раздаётся неприятный хруст
Сестра отдёргивает ногу
Совершает трущие движения
Подошвой об пол
На полу остаётся след
От грегоразамзы
Жидко-хитинный след
В этом месте есть соблазн написать
Что сестра якобы «что-то почувствовала»
Но нет, она ничего не почувствовала
Кроме брезгливости и досады
Надо будет сказать служанке
Пусть уберёт

Наивность и ироничность повествования, ограниченность или даже отсутствие художественных тропов удерживают от пафосного возвеличивания человека как венца творения. Впрочем, это не значит, что тексты сборника лишены гуманизма: короткий миг смерти автор превращает в постраничные стихотворения, а масштабные трагедии пристально рассматривает в оптике микроскопа.

Данилов мастерски балансирует между вымыслом и явью. На каждую фантасмагорическую деталь в его сюжетах находится элемент повседневности, который должен помочь читателю настроиться на серьёзный диалог, пусть и в обстановке безумия. Наличие читателя — обязательная здесь составляющая, ибо коммуникация, часто даже с разрушением четвёртой стены, становится поворотным моментом для стихотворений. Без неё разговорный стиль текстов изжил бы себя и превратился в поток мыслей сумасшедшего, который легко забыть, сложно понять и невозможно цитировать.

При собеседнике же любое стихотворение Данилова в буквальном смысле рождается как человек: растёт, сомневается в себе самом, достигает кульминационного пика, выходит на плато развития, а потом — бац! — и кончается. И тем удивительнее, что не всегда можешь предугадать или отследить переломную точку, заметить этот переход на последнее издыхание. Смерть стихотворения столь же внезапна, как и наша. Впрочем, попробуйте читать эти тексты на одном дыхании (не зря же в них нет точек между предложениями) и в нужный момент почувствуете, что силы покинули не только повествователя, который больше не хочет рассказывать вам историю.

Почти все герои Данилова остаются тет-а-тет с гротескными и абсурдными обстоятельствами, которые подчёркивают и одиночество в мире, и примитивность представлений о смерти. Более того, некоторые тексты как раз и держатся на диссонансе между устоявшимися, но исключительно умозрительными заключениями о последнем полёте души, белом свете в конце туннеля, Небесном Царствии, Лимбе и т. д. и невозможностью эти знания проверить и подкрепить опытными доказательствами.

Обыгрывая расхожие мортальные стереотипы, Данилов помещает умерших на конечные станции метро, в Подмосковье, Латинскую Америку, космос: в сборнике постоянно едут, летят или бегут. Иными словами, отправляются из понятной точки А (финал жизни) в слепое пятно с точкой Б — неизвестность за пределами самого себя. Путь, прямо скажем, неблизкий, но любопытный. Пожалуй, в этом смысле стихотворения продолжают идею скитания Венички из поэмы Ерофеева «Москва — Петушки».

У торопливого читателя может сложиться впечатление, что стихотворения Дмитрия Данилова минорные, депрессивные, драматичные. Но непрерывная танатологическая рефлексия неизбежно выводит к мысли о значимости настоящего, то есть, по сути, открывает дорогу к дазайну — бытию здесь и сейчас. Вряд ли что-то может быть более жизнеутверждающим. «Как умирают машинисты метро» можно воспринимать как поэтический стендап, в котором автор ищет ответ на вопрос не менее глобальный, чем проблема нашего предназначения: а что будет, если все мы ошибаемся насчёт смерти? Ответ нам дают постепенно, в каждом стихотворении: ничего.

Финальная идея этого ответа звучит в том тексте, который Дмитрий Данилов, как ни удивительно, забыл включить в сборник, о чём стало известно на презентации книги. Это стихотворение Imagine — одно из самых обнадёживающих и пугающих одновременно. В нём, пожалуй, сильнее всего смещён фокус с ожиданий от смерти на ожидания от жизни. И цена ошибки намного выше именно во втором случае: здесь уже нельзя оправдаться тем, что не всё, как говорится, так однозначно и что мы никогда не узнаем всей правды. Ну а смерть, что смерть: она не должна стать злым полицейским, который заставляет нас двигаться из-под палки. Не может она быть и надеждой на новый лучший мир, куда вступаешь с уверенностью, что всё сделанное тобой ранее зачтётся с удвоенной силой.

Представь, что нет больше
Рая вверху
И ада внизу
Есть только небо над головой
Вечное небо над головой
Беспросветное серое небо
Оно всегда серое
<…>

И люди даже не мечтают
Даже не думают о рае
Они не знают, не представляют себе
Что это такое
Они мечтают об аде
Но ад не даётся им

<…>

Ты можешь сказать
Что я всего лишь мечтатель
Но я не один такой
И мы верим, что всё это
О чём спел в своей красивой песне
Британский певец
Автор и исполнитель
Джон Леннон

Когда-нибудь сбудется

Еще в номере