но в целом признавался (и признаётся) практически всеми.
Другая составляющая публичного имиджа Седаковой — представление о ней как о лучшем из ныне живущих русских поэтов — по крайней мере, для искушённых читателей. Впервые в печати эта мысль появляется, видимо, в послесловии к первому официальному сборнику Седаковой, вышедшему в Париже в 1986 году; автор послесловия пишет: «
В близких мне кругах гуманитарной интеллигенции Ольга Седакова сейчас, может быть, самый читаемый поэт». Чуть позже, в начале девяностых, лучшим русским поэтом-современником Седакову называли С. С. Аверинцев и В. В.
Бибихин, а также некоторые западные слависты. В новых публикациях подобные именования также не
редкость.
Судя по журнальным статьям, уже во второй половине девяностых это мнение распространилось довольно широко, что естественным образом вызывало профессиональную ревность и ряд критических «разоблачений». Эти «
разоблачения», по сути, сводятся к следующему: язык Седаковой тёмен и порой нормативно неправилен; культура и религия затемняют в её стихах авторскую индивидуальность; её стиль чрезмерно возвышен и архаичен, а следовательно — «нечестен». Надо сказать, что по каждому из этих пунктов у Седаковой можно найти принципиальные возражения. Во-первых, неподцензурную поэтику странно поверять нормами советского неоклассицизма и искать в ней
школьной ясности. Во-вторых, культурность, разум, а также религия, «развенчанные» в современном гуманитарном дискурсе, не исчерпаны и нуждаются в
апологии. И наконец, возвышенное противостоит многолетней «спекуляции на понижение» именно как новый — более искренний и серьёзный —
поэтический стиль.
Отголоски этих споров мне и сейчас приходится слышать от некоторых старших литераторов; новое же поэтическое поколение в большинстве своём полагает себя поколением «после постмодернизма» и часто разделяет седаковский эстетический парадоксализм, вполне согласующийся с набирающим силу неомодернизмом (или метареализмом, метафизической поэзией, как бы это ни называли). Так, отвечая на вопросы моей импровизированной анкеты о влиянии Седаковой, поэт и критик Борис Кутенков видит в её поэзии в первую очередь «чистый мелос, растворение смысла в стихии языка», то есть модернистскую программу par excellence, считая это «важной методологией» и для своих собственных стихов.
Вокруг образа Седаковой давно сформировался почти мистический ореол — убеждённого христианина, поэта-визионера, морального авторитета. Большинство известных мне стихотворных посвящений Седаковой, начиная с самых ранних, имеют по преимуществу мистико-христианский колорит. Приведу здесь малоизвестное стихотворение Сергея Морозова (1946–1985), московского поэта, в середине шестидесятых близкого группе СМОГ: