В поэтике Таврова, кроме категории пространства, в котором взаимопричастные вещи через метаболу (трёхчастную метафору — термин Михаила Эпштейна) оказываются одной и той же вещью (ухо — рельеф раковины — лебедь), заявлено ещё и сходство миров, проявленных в разное время так, будто время — это лишь пространство для расположения событий в процессе их развёртывания. Алексей Масалов в статье «Функция метаболы в поэтике Андрея Таврова» на примере стихотворения «Дирижабль» определяет кумулятивную метаболу (кумуляция — термин Самсона Бройтмана — накопительная фокусировка на внутреннем родстве внешне чуждых вещей до полного их неразличения), ведущую к слиянию разных планов бытия, как основной признак метафизики Таврова. Поскольку характерное для реализма единство «время-место-действие» для Таврова больше чем единство — это тождество, его справедливо причисляют к метареалистам. «Ведь метаморфозы — это просто сумма вневременных разнокачественных позиций», — пишет сам автор в «Гимназистке» — и далее: «Огонь не переходит в головешку, а потом в золу, как это принято думать, просто они соседствуют, существуя каждое само по себе». То есть время дробит любую вещь — и даже стихотворение мы вынуждены читать построчно, как его построчно проявил сам автор, — но лишь для того, чтобы ускориться и преодолеть ограничение времени, постичь вещь как целое, а стихотворение — как единицу. Для того чтобы общее движение к смысловому центру тяжести стихотворения принципиально угадывалось, Тавров пользуется словами как указателями, но, как пишет Марианна Ионова в статье «Свобода от слова, свобода слов», указывают они не на свои словарные значения, а на сами вещи, уплотняясь до присутствия. Такие слова-векторы, или имена, в сумме ориентируются в глубину целого, стоящего за ними, — иначе к непостижимому не пробраться. Нечто похожее происходит при написании иероглифа: выводя составляющие символ силовые отрезки, каллиграф мыслит их единым. Настоящее постижение такого стихотворения начинается лишь после его многократного медленного прочтения или даже запоминания — в сорастворении с ним до амальгамы.
Иначе говоря, суммарный вектор стихотворения направлен к той самой щели, вокруг которой оно образовано. А теперь можно сказать, что любая вещь на самом деле и есть эта щель — ведь ярче всего она проявляет себя именно в момент созерцания её пустотного центра. Каждая вещь мира занимает место, которое могло быть занято и другой вещью — даже физически, чтобы найти её объём, необходимо вычесть объём всего остального из суммарного объёма системы. Кажется, именно это и происходит во время медитации — постижение происходит путём вычитания её из сложной картины, в которую она вписана. Дерево и есть та щель, через которую сквозит смысл, камень — дыра в пространстве, из неё в мир прорывается то, что выглядит как камень, а облако, плывущее по небу, раздвигает пространство перед собой, взрезает его — и так оно проявляет себя. Всё вокруг — будто медленно сочащийся сквозь пустоту в пространстве смысл, сообщение высшего порядка, очень плотный гул материи. Так и стихотворение — лишь затвердевший сгусток языковой смолы, просочившейся из дерева жизни от избытка смыслов, — оно возникает на подготовленном ей на листе бумаги пустом месте, замещает собой своё отсутствие.