Александр Павлович Тимофеевский (1933—2022), или лучше его назвать Александр Тимофеевский — старший, чтобы помянуть и сына, — поэт, чьё место в нашей литературе удивительно по нескольким причинам. Прежде всего это поэт, чуждый простому привлечению культурных ассоциаций, не допускающий разработки готовых ресурсов и тем более позирования на фоне культуры. Слово «поза» может пониматься по-разному: как личная позиция или как нарочитое актёрство, как жест или как установка поведения. Есть и поза как бы невинная, позирование на фоне — но и такая поза всегда запаздывает, всегда несколько косна. Как раз в поэзии Тимофеевского нет желания быть привлекательнее себя и торопить понимание.
Напротив, Тимофеевский говорит о законах существования, которые не сводятся к привычкам нашей речи. Позирование после его опыта кажется лишённым закономерностей и законов, неубедительным в глубине. Оно пытается выиграть за счёт прежних убедительных традиций, но всегда проигрывает, потому что сами упрощённые и сжатые в тексте традиции оказываются слишком частными, банальными, не вдохновляют и не созидают долговременный опыт читателя.
Александр Тимофеевский был полной противоположностью любым позирующим литераторам: его даже не скромность, а фундаментальная умеренность в речи, часто остроумной, яркой, небывалой, и привлекает в его стихах. При этом сама речь может быть запоминающейся, но она не отвлекает внимания от здравого и существенного переживания жизни. Это не неприметность в смысле отказа от набора риторических приёмов, незаметность тоже бывает высокомерной и поспешной. Риторика Тимофеевского — это заметность, сознающая себя, заметность слова, которое запоминается и просится в устную и письменную речь, без эксплуатации готовых ритмов или образных традиций.
Такая умеренность и скромность при заметной глубине слов делает трудным подступ к поэзии Тимофеевского. Филологи и критики часто предпочитают стилизации в широком смысле: когда ясно, откуда взят образ и как построить о нём рассуждение. Но у Тимофеевского все возможности стиха укоренены в строгом отношении к себе. В стилизации сразу видны аллюзии, всегда есть слияния образов и разрывы ритма изложения, что неопытным читателем и принимается за единственно возможный прозаический смысл. У Тимофеевского есть стиль, но нет стилизаций как проведения разрывов и насильственного сшивания связей.
При невероятном избытке аллюзий, скрытых цитат, иронического обыгрывания целых поэтических традиций и почти избыточных перекличек с ними поэзия Тимофеевского отказывается от тематических комплексов, не содержащих глубины. Всё, что он говорит, возможно в повседневной речи и не навязывает ей задач, по инерции унаследованных из других эпох. Ни позирование Кушнера на фоне петербургских проспектов, ни борьба Кибирова со стилистическими капризами ради стилистической честности Тимофеевскому не свойственны. В сравнении с Тимофеевским Кушнер иногда кажется слишком меланхолическим, печально говорящим о месте поэта в системе поэзии, в общей картине, а Кибиров — слишком здравомысленным, до переигрывания.
Такая дистанция от выдающихся поэтов обязана не тому, что Тимофеевский делает ставку на остроумие или импровизацию, чуждую меланхолии или расхожему здравомыслию. Напротив, многолетняя неторопливость, противоречащая любой импровизации, отличает даже самые лёгкие и остроумные его стихи. Тяжёлая и серьёзная работа в кино, создание песен для мультфильмов, редакторская работа — всё это как раз приучает к выдержке. Если статую или картину можно показать, как она блестяще вышла, то блеск премьер в кино всё равно погружён в постоянную работу расчёта, командных усилий и студийных обычаев.
Стилистическая цитата у Тимофеевского — это не сюжет, вообще не содержание в привычном смысле, но скорее исходная предпосылка, материал, не более похожий на результат, чем краски похожи на живописную композицию. В живописной картине, как знают любители искусства, работает двойной разрыв: между материальной густотой красок и необычным их сочетанием и между этим сочетанием и тем образом, который нам запоминается. Так происходит и в стихах Тимофеевского.
«Краски» или «холст» — это не метафора стилизации одного искусства под другое, такого у Тимофеевского нет. Поэтому мы можем говорить о преобразовании в его поэзии уже отдалённых (отдалившихся от нас) поэтик, которые никак не могут быть частью современной литературы, в новые поэтики, поэтики необычных сочетаний и необычных запоминаний, высвечивающие тогдашние и нынешние настроения. Это и есть свет, наподобие света, идущего из картины.
Техники пристальности Если читать
корпус избранных стихов Тимофеевского подряд, мы сразу увидим, что эти отдалённые поэтики несколько раз менялись. За ранними стихами стоит слабой тенью психологизм, напоминающий Фёдора Сологуба и Иннокентия Анненского, основанный на отвращении к себе и на переживании тайной жизни вещей. Жест этих поэтов-символистов, разных во всех прочих отношениях, един: «я» настолько малоценен и убог, что истории вещей, их эстетика, воля и чувство гораздо важнее, много больше заслуживают внимания, чем «я».
Отсюда в их поэзии постоянно условное «я», которое ведёт себя так, чтобы не успеть не только залюбоваться собой, но даже поверить себе. Только у Тимофеевского здесь стоит определённое чувство виновности за произошедшее; символисты кажутся слишком уж большими фаталистами в сравнении с его тонкостью. В поэзии Тимофеевского требуется недоверие даже к простым попыткам заговорить о себе, недоверие катастрофического толка, что и позволило Г. С. Померанцу называть Тимофеевского
поэтом катастрофы: