Петрушкина не стало слишком внезапно. Дело не только в возрасте и казавшемся физическом благополучии автора. Дело даже не в значении созданных им институций и структур — от портала «Мегалит» до множества издательских проектов. Просто совсем недавно было иное время. Ковид и связанные с ним потери начались чуть позже, а события вовсе непредсказуемые — ещё позже. По причине такой внезапности говорить про ушедшего было особенно трудно. Но, может, теперь время настало.
Непосредственным поводом оказалась перечитанная заново
Сашина книга.
В отличие от многих литературных жанров формат мемориально-критической статьи не предполагает интриги. Поэтому скажу в самом начале: «Стихотворения» кажутся мне лучшей прижизненной книгой Александра Петрушкина. Именно прижизненной. Среди читателей как-то дружно распространилось мнение, что «Стихотворения» вышли после внезапного и безвременного ухода Саши. Называли самые разные имена составителей. Прежде всего, конечно же, Наталью Петрушкину. Но нет. Она для Александра сделала невероятно много, однако книгу он составлял самостоятельно — по своему обыкновению. Об этом недвусмысленно говорит время издания: 2019 год. Уточним: почти финал года. А не стало поэта в феврале 2020-го. Да, повторим: непосредственно перед началом пандемии, изменившей мир, и незадолго до воспоследовавших далее катаклизмов.
Ещё одно важное обстоятельство: издание ни в коем случае не предполагалось финальным или подводящим окончательные итоги. Программным — очень возможно. Некоторыми символами промежуточного финиша, маркерами завершения этапов были чуть более ранние «Геометрия побега» (2015) и «Лазарет» (2016). В первый из этих сборников автор, весьма любивший эксперименты, включил все стихотворения, написанные в 2015 году. Второй был куда более тонким (в типографском смысле) и выверенным, но сути это не меняло: именно тогда кристаллизовался стократно отмеченный и плотно мифологизированный «уральский текст». Вернее, петрушкинский уральский текст. Об этом весьма личном варианте регионального, но очень серьёзного явления написано много и, что удивительно, написано крайне внятно. Так нечасто бывает.
Да, базовой причиной возникновения упомянутого феномена стала
внутренняя логика развития поэта, но внешние факторы, не менее важные, очень точно изложил
Сергей Ивкин, названный брат Петрушкина: «…вокруг вовсю цвёл гипертекст УПШ, созданный Виталием Кальпиди, Вячеславом Дрожащим и примкнувшим к ним Андреем Санниковым, но Саше претила роль младшего с одной стороны и ограниченность территорией с другой, хотелось создать портал сразу во все желанные миры и времена». Ко времени создания собственной версии уральского поэтического языка Александр не претендовал на глобализацию мифа. По крайней мере — явным образом. Его публичные высказывания свидетельствовали об ином. Тут придётся, наверное, посетовать на дальнейшее обилие цитат, но правда же (и к счастью): творчество Петрушкина привлекало к себе внимание, а результаты исследовательских работ порой оказывались интереснейшими. Хотя, разумеется, запоздалыми — явление всегда предшествует анализу.
Очень показательный пример: в 2016 году вышла
Антология Русской Озёрной поэтической школы. Там Петрушкин сформулировал ряд базовых принципов этой самой школы. Приведём их вместе с комментариями авторов вышедшей совсем недавно
литературоведческой публикации: